Поделиться…
Рубрики
Архивы статей
Яндекс.Метрика

Проект развития Москвы. Изменения в архитектурном облике города.

Москва. Архитектурный облик1998 год был годом завершающего этапа работы над Генеральным планом развития Москвы на новый расчетный срок до 2020 года. Очевидно, в канун Нового года его основные показатели будут утверждены Правительством Москвы. Значит, 1999 год станет первым годом его реализации. Так чем характерен новый генплан? Чем знаменательна работа большого коллектива ученых, градостроителей, инженеров?

Новый Генеральный план развития Москвы разрабатывался с учетом интересов всех участников градостроительной деятельности в столице. И, в первую очередь, эти интересы были отражены в преобразованиях в центральной части города. Основные положения проекта детальной планировки центра, одобренные Правительством Москвы в 1991 году, стали базовым документом для реконструкции и развития городской среды в пределах Садового кольца, а также методической основой для проектирования других территорий, обладающих особой культурной значимостью. То, что предусмотрено Генпланом, имеет целью сохранить и улучшить традиционный архитектурный облик столицы. Важнейшей его составляющей должна стать охрана памятников культуры, реконструкция исторической застройки и старого жилого фонда. Это непростая задача, которая требует от архитекторов большого такта, профессионального умения найти верную тональность. Важно при строительстве новых объектов сохранить московское стилевое своеобразие. Функционально новые здания должны отвечать самым современным стандартам, но вместе с тем — органично дополнять каменную летопись древнего города, естественно вписаться в многообразную, но целостную картину самобытной московской застройки.

Сегодня далеко не все новостройки в Москве  отвечают вышеперечисленным требованиям. Ряд зданий, внешне броских, эффектных, выпадает из традиционного московского архитектурного контекста. В то же время есть новостройки, объемы которых, членения и детали сомасштабны и созвучны веками складывавшейся объемно-пространственной городской среде.

Чтобы в дальнейшем исключить опасность искажения облика исторического центра, всем участникам архитектурно-строительной отрасли необходимо строгое соблюдение градостроительной дисциплины. В условиях рыночной экономики и радикальных изменений в отношении к собственности это приобретает сугубую важность. Архитектура города МоскваС одной стороны, владелец денег и собственности способен породить хаос, но с другой — может дать мощный импульс к обновлению города, его обустройству. Поэтому Правительство Москвы максимально использует интерес инвесторов к центральной части столицы. При неослабном контроле их градостроительной деятельности. Это важное уточнение. Контроль выражается в активном привлечении профессионалов, общественности (например, через Экспертно-консультативный совет) к всестороннему обсуждению крупнейших проектов. Это дает свои положительные результаты. Так, напряженные дискуссии по проблемам, связанным с перекрытием внутреннего пространства Гостиного двора, увенчались выработкой оптимально выверенного варианта. И таких примеров — множество.

С начала комплексной реконструкции центра уже отреставрировано 120 памятников истории и культуры. В настоящее время осуществляется корректировка охранных зон исторической части города; в качестве первоочередной задачи разрабатываются зоны охраны Московского Кремля. Уже стали привычными для всех воссозданный собор иконы Казанской Богоматери на Красной площади, Воскресенские ворота Китай-города. Продолжается внутреннее обустройство храма Христа Спасителя, реконструированы и реставрированы Малый театр, Третьяковская галерея, ряд других важнейших для столичного города объектов. Очень большая работа была проделана к 850-летию Москвы: завершено строительство торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади, сооружен пешеходно — торговый мост через Москва реку у выставочного комплекса на Краснопресненской набережной.

Еще один важный момент, выделенный в материалах Генплана. Для Москвы, как и для всех других мегаполисов, актуально звучит требование: пришедшей из времен Хрущева индустриализации строительного производства придать гармонизацию, новый импульс, истоки которого в примате архитектуры, эстетического над технологией, рациональным. Сделать архитектуру города сомасштабной человеку, вывести его из индивидуальных квартир на вновь переустроенные городские пространства, открыть москвичу глаза на красоту возрождающегося города — важная задача московских архитекторов.

В нашей столице продолжается создание зон пешеходного движения и зон ограниченной транспортной доступности. Примеры только последнего времени: Манежная площадь и Манежная улица, площадь Революции и Театральная площадь. Эти же цели преследуются и другими крупными градостроительными проектами: освоение подземного пространства Тверской улицы и организация Ново-Арбатского бульвара с торговым пассажем и переносом транспортных потоков под землю.

Наряду с центром, будут преобразовываться и развиваться срединная зона Москвы, ее бывшие промышленные окраины. Здесь также упор сделан не только на освоение присоединяемых территорий, но, прежде всего, на качественное улучшение уже существующей застройки — на реконструкцию. Превратить эти территории из городской изнанки в озелененные благоустроенные пространства, наполненные воздухом, — задача огромной важности.

До 2020 года комплексная реконструкция охватит все жилые районы, сформировавшиеся до 1980 года. Наиболее радикально изменятся районы З — пятиэтажек И первого периода индустриального домостроения. Следующий шаг — реконструкция и благоустройство жилых районов повышенной этажности. Жилой фонд будет дифференцирован по качеству и местоположению, соответственно — по стоимости, чтобы отвечать также дифференцирующейся покупательной способности населения. Решено в видах совершенствования пространственной структуры жилых массивов возвратить утраченный спальными районами традиционный московский масштаб дворов, периметральную застройку улиц и переулков.

Существеннейшую часть Генерального плана развития Москвы составляют предложения по развитию территорий природного комплекса столицы и регионов и созданию единой системы ландшафтов — основы природного каркаса Московского мегаполиса. Среди них — река Клязьма, Верхняя и Нижняя Москва-река, районы Битцы, Пехорки, Лосиного острова, городских парков и лесопарков, долин Москва-реки, Яузы, Сетуни. Предстоит реконструировать 1,5 тысячи существующих парков, скверов и бульваров, рекультивировать 40 тысяч гектаров особо загрязненных территорий, воссоздать естественные русла, водные поверхности и прибрежные ландшафты малых рек на общей площади 3 тысячи гектаров.

Столь масштабные преобразования невозможны без опережающей модернизации транспортной инфраструктуры столицы. Генеральный план отдает приоритет развитию общественного транспорта. Прежде всего — метрополитена. Планируется увеличение протяженности его линий. Новые хордовые линии свяжут периферийные районы с центрами срединного пояса. Особым этапом станет формирование специализированной системы метрополитена в историческом центре.

Серьезные изменения запланированы и в области наземного транспорта. Что касается центра, первоочередные усилия будут направлены на строительство обходных магистралей, упорядочение движения на центральных магистралях, оборудование их подземными пешеходными переходами, транспортными развязками, обширной сетью автостоянок — опять же с активным использованием подземных пространств. Предусмотрено создание новых магистралей для пассажирского транспорта на базе реконструируемого Малого кольца Московской железной дороги. Генеральный план включает также проекты коренной реконструкции систем внешнего транспорта: Московского железнодорожного, Московского авиационного узлов и т.д.

В рамках краткой журнальной статьи невозможно охватить все задачи, поставленные перед градостроительным комплексом Москвы на ближайшую четверть века. Однако их многообразие вполне может быть выражено девизом: Москва должна стать городом удобным и красивым, какой и должна быть столица новой России.

Материалы по теме:

Оставить комментарий