Поделиться…
Рубрики
Архивы статей
Яндекс.Метрика

Архитектура московского Кремля. Проекты реконструкций.

кремль. современный проектУже свыше 30 лет специалисты архитектурной мастерской № 8 Моспроекта-2 занимаются объектами Московского Кремля. Трудно даже перечислить сделанное. Это — через каждое четырехлетие, к очередному съезду КПСС — совершенствование инженерных коммуникаций, мебели, архитектурных элементов Дворца съездов; усиление оснований и фундаментов кремлевских храмов, а также части стен самого Кремля; реставрация и реконструкция Арсенала, Оружейной палаты, укрепление фундамента Потешного дворца, восстановление Красного крыльца; и, наконец, переоборудование Сената под резиденцию Президента…

В 1964-1968 годах в Большом Кремлевском дворце была проведена весьма емкая его реконструкция: усилены несущие конструкции, установлена новая система вентиляции и кондиционирования воздуха, реконструирована энергосистема. Реставрировались практически все залы, Грановитая палата, Теремная часть. При этом работа, начавшаяся в 1964 году на объектах Кремля, продолжается и поныне. Ее огромность создает ситуацию замкнутого круга, как в случае с окраской Бруклинского моста: пока докрасишь до конца, — пора начинать сызнова… Таким образом, через 30 лет архитекторы вновь возвратились к Большому Кремлевскому дворцу.

Но сначала немного истории

Большой Кремлевский дворец — уникальный, исторически сложившийся комплекс построек XIV-XX веков, включающий палаты и подклеты великокняжеского дворца (XV-XVI века), Теремной дворец (XVII век), семь домовых церквей (XIV-XVII века) и здание дворца К.А. Тона.

Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец

Ныне существующее здание Дворца стоит на месте древних княжеских хором XII века. В XIV столетии за Благовещенским собором, первым домовым княжеским храмом, находился двор Ивана Калиты, близ которого в 1330 году был сооружен каменный собор Спаса на Бору. Позднее на бровке Боровицкого холма встали деревянные Набережные палаты и Златоверхий терем Дмитрия Донского, а на месте нынешней Грановитой палаты — Гридня. От этого времени сохранилась древняя белокаменная церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) XIV века, позднее включенная в комплекс великокняжеского дворца Ивана III. Постройки, поставленные на высокие белокаменные подклеты, располагались по периметру внутреннего двора и окружали собор Спаса на Бору.

После Смутного времени над сводами северных палат дворца царь Михаил Федорович выстроил Теремной дворец. Над сводами крайней восточной палаты возвели Верхоспасский собор с приделом. Позднее с восточной стороны Теремного дворца сложился целый комплекс домовых церквей, «верхи» которых увенчали 11 главами и украсили изразцовым фризом.

Московский Кремль. Проект прошлого века.

Московский Кремль. Проект прошлого века.

Во время нашествия французов императорский дворец значительно пострадал от пожара. Осенью 1837 года Император Николай I принял решение устроить за Грановитой палатой новый зал и расширить дворец пристройкой тронного зала. Работа была поручена архитектору К.А.Тону, который предложил замкнуть каре внутренних стен западным корпусом и дополнить комплекс зданиями Оружейной палаты и Апартаментов их высочеств.

Перед сооружением новой части Дворца все постройки южнее Грановитой палаты были разобраны, а на их месте возвели восточное, южное и западное крылья дворца. В первом этаже разместили анфиладу жилых помещений для Императора и Императрицы, названных Собственной половиной. В бельэтаже устроили парадные залы, посвященные самым чтимым российским орденам — св.Владимира, св.Георгия, св.Александра Невского, св.Андрея Первозванного и св.Екатерины. Девизы этих наград: «Польза, честь и слава», «За службу и храбрость», «За труды и Отечество», «За веру и верность», «За любовь и Отечество», «Господи, спаси царя». Вдоль западного корпуса шла анфилада Екатерининской половины — Кавалергардский и Екатерининский залы, Парадная гостиная, Парадная опочивальня и Ореховая уборная.

В декоративном убранстве интерьеров, отличающемся имперской роскошью, использованы все виды художественных отделок: лепнина, позолота, скульптура, монументальные и декоративные росписи, обивка тканями с аграмантикой, искусственный и натуральный мрамор, малахит, наборные паркеты ценных пород дерева, резьба и инкрустация. Парадные помещения уникальны, они украшены золочеными бронзовыми люстрами, жирандолями, мебелью, каминами, отделанными яшмой, мрамором и малахитом.

Кремль. Внутреннее убранство интерьеров.

Внутреннее убранство интерьеров.

До ХХ века здание в основном сохраняло свой первоначальный вид. В 1918 году с фасадов Дворца были сняты двуглавые орлы и щиты с гербами. Позже на месте разобранного собора Спаса на Бору был поставлен гостевой корпус, а на месте Красного крыльца появилась столовая. В аттике купола двуглавые орлы и гербы российских губерний и областей заменены аббревиатурой СССР и гербом Советского Союза. В интерьере Дворца были переделаны все помещения, примыкавшие к северному фасаду южного корпуса, и реконструирована кухня, находившаяся под Парадной лестницей.

Сразу после революции возникла нужда в больших помещениях для массовых собраний. Выбор новой власти пал на Большой Кремлевский дворец. В 1932-1934 годах по проекту архитектора И.А.Иванова-Шица для размещения делегатов Верховного Совета СССР была разобрана стена между Андреевским и Александровским залами, сняты колонны, смонтированы железобетонные фермы, несущие однопролетный кессонированный свод потолка, устроено новое перекрытие, изменена форма верхних окон. Одновременно соорудили огромный балкон, на котором размещалась почти треть мест всего зала. Парадные Андреевский и Александровский залы — гордость Кремля, символы Российской Империи — оказались уничтоженными.

Верховный Совет заседал в Кремле до недавнего времени, когда его перевели в новое здание на Краснопресненской набережной Москва-реки. Зал заседаний Верховного Совета утратил свое назначение. В 1994 году Президентом России был подписан Указ о возвращении Дворцу исторического облика. Появилась возможность восстановить Александровский и Андреевский залы, привести в первозданный вид весь Большой Кремлевский дворец, представляющий уникальную историко-культурную ценность и являющийся памятником мирового значения.

Перед реставраторами была поставлена задача в первую очередь на строго научной основе воссоздать парадные тронный Андреевский и Александровский залы. Реставрационные работы по фасадам Дворца, воссозданию Андреевского зала, помещениям первого этажа, включающем Собственную половину, были поручены специалистам старейшей реставрационной организации страны — Центральным научно-реставрационным проектным мастерским Министерства культуры России.

Работа содержала две колоссальные трудности — исследовательскую и технологическую. Технологическая состояла в том, что весь объем реконструктивных и реставрационных преобразований должен был выполняться в действующем здании, где руководством страны проводятся государственные мероприятия. Восстановленный как памятник культуры, Дворец должен был оставаться эксплуатируемым сооружением со сложнейшим современным оборудованием. Трудность историко-исследовательская обусловливалась самой грандиозностью задачи — воссозданием во многом утраченного и искаженного величия. Была создана специальная комиссия от Министерства культуры под руководством профессора С.С.Подъяпольского, координирующая весь комплекс реставрационно-восстановительных работ, к которым были привлечены восемь научно-исследовательских институтов и множество субподрядных организаций.

В распоряжении специалистов, занимающихся Александровским залом (Реставратор — М), имелись несколько десятков фотографий из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, США и Англии; набор чертежей периода строительства Дворца из архивов музеев Московского Кремля; копии акварелей Ухтомского XIX века; малоформатная цветная открытка 30-х годов; натурные обмеры габаритов зала заседаний Верховного Совета, дверных и оконных проемов, а также сохранившихся «хвостов» элементов, обнаруженных при разборке конструкций советского периода. Можно без преувеличения сказать, что без архивных фотографий 1880 — 1930 годов восстановление зала на достигнутом уровне точности едва ли было бы возможно. Чертежи первой половины XIX века сыграли важную роль при определении габаритов архитектурных деталей и характера художественных лепных элементов. Однако архивная графика содержала лишь небольшую часть элементов художественного убранства залов (например, не было обнаружено никаких чертежей лепнины купола и распалубочных сводов; единственный рисунок детали художественного паркета был найден почти случайно); представленные на чертежах К. Тона элементы часто имели различия с реально осуществленными в натуре.

Таким образом, проектировщики могли использовать архивные чертежи лишь с большой осторожностью, постоянно сверяя их с фотографиями. Тем не менее первоначальная оценка габаритов колонн первого яруса, пилонов и самого зала была проведена на основе размерного анализа копии одного из чертежей Тона. Когда натурные обмеры стали возможными, оказалось, что оценки, полученные по чертежам Тона, очень близки к реальным размерам.

По-видимому, впервые в практике полной научной реставрации столь сложного объекта определение и согласование размеров всех основных элементов проводилось методами компьютерного моделирования. Была создана трехмерная компьютерная модель всех сводов зала, соответствующая архивным материалам и высотам сохраненных балочных конструкций Дворца. Дальнейшая проектная документация по сводам делалась исключительно на основании этой модели, что обеспечило согласованность всей системы сводов. Далее была создана компьютерная модель всего зала, позволившая обеспечить согласованность размеров всех деталей художественного убранства: карнизов, колонн, пилястр, ниш, арок, тяг, каминов и т.д.

Зимний Кремль

Зимний Кремль

Выпуск рабочей документации по воссозданию лепнины стен и сводов потребовал от архитекторов тщательного изучения аналогов лепнины Большого Кремлевского дворца и других построек К.А. Тона. Чертежи лепнины были выполнены в натуральную величину с проработкой мельчайших деталей и сечений. Уникальной можно назвать работу по проектированию двух золоченых бронзовых люстр на 336 рожков, представляющих собой трехъярусную композицию из венков, на которые крепились пучки рожков, завершавшиеся двуглавыми орлами.

Особо следует отметить работу реконструкции художественного паркета Александровского зала. Источники сведений о нем были крайне ограничены: архивный рисунок фрагмента фриза (числящийся в архиве как происходящий из Андреевского зала и найденный случайно) и рисунок общей схемы паркета; несколько архивных фотографий, на которых с той или иной степенью четкости были видны фрагменты рисунка паркета в ракурсе; аналоги из Георгиевского зала дворца и дворцов Санкт-Петербурга. Было разработано специальное программное обеспечение, позволившее перевести во фронтальную проекцию сильно искаженные фрагменты архивных фотографий с максимальным сохранением рисунка. Это позволило создать компьютерную модель паркета Александровского зала в целом. Изготовители осуществляли лазерную разрезку паркетной клепки непосредственно с файлов, предоставленных проектировщиками. Была проведена большая работа по идентификации архивного перечня шестнадцати пород древесины, в котором указаны торговые наименования XIX века, и составлена эталонная коллекция образцов.

В результате натурных и лабораторных исследований образцов искусственного мрамора, кладочных растворов, кирпича, белого камня, позолоты, полученных при зондажах, были определены составы, структура и физико-механические характеристики строительных материалов. На основании этих данных, а также изучения архивов по технологии строительства Дворца разработаны рекомендации по воссозданию элементов отделки стен и сводов зала в технике «искусственный мрамор» (два цвета: белый и розовый), позолоты элементов декора и составы растворов для оштукатуривания железобетонных сводов.

Схожие методы исследования применялись при реставрации тронного Андреевского зала. Проектом предусматривалось восстановление интерьера XIX — XX веков, включая детали первоначального декоративного убранства и исторические наслоения, внесенные в декор во время подготовки коронации Александра II, — гербы и вензеля на стенах; дополнения, выполненные под руководством архитектора Ф.Ф.Рихтера, — резные детали рам и дверей, золоченые вентиляционные решетки на сводах; дополнения, сделанные при коронациях Александра III и Николая II, — тронное место с сенью, тремя тронами и доссией. В ходе работ были найдены остатки колонн, сводов, места расположения знаков ордена Андрея Первозванного, размеры месторасположений капителий, остатки лепнины с позолотой и искусственного мрамора. В музеях Петергофа и Гатчины сохранились подлинные троны Андреевского зала. Для воссоздания лепнины был разработан эксклюзивный метод обработки электронных изображений со старинных фотографий, не имеющий аналогов в мире.
Восстановлены первоначальная композиция южного фасада с разборкой поздней пристройки, детали первоначального убранства южного фасада (двуглавые орлы и щиты с гербами царств и княжеств), позолота деталей кровли и купола; а также сохранены исторические наслоения в виде существующих покрасок фасада.

Учитывая цветовые решения ансамбля, включающего Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату и корпус Апартаментов, проектом предлагалось сохранить существующую двухцветную покраску фасадов 1930-х годов: архитектурные детали белого цвета, стены — желтого. Покраску фасадов Теремного дворца решено сохранить в редакции 1960-х годов.

В связи с устройством во Дворце системы кондиционирования были заменены столярные заполнения оконных и дверных проемов по старым образцам с сохранением рисунка переплетов и профилей деталей.

Инженерное направление включало изучение и диагностику состояния конструкций здания. Оно расположено, как известно, на южной стороне Кремля над Тайницким садом. Этот оползневый склон, сегодня находящийся в динамическом равновесии, надлежало комплексно исследовать на устойчивость, не доверяя внешней стабильности. Возрождаемая геометрия покрытий залов изучалась с точки зрения ее устойчивости на сохранившихся несущих опорных элементах. Так как большинство колонн, пилонов и пилястр было уничтожено в 1932-1934 годах, потребовались сложнейшие расчеты, убедительно доказавшие необходимость перехода на легкие армоцементные конструкции. Проект был подготовлен с участием ученых и конструкторов Московского инженерно-строительного института (теперь университет).
Разборка кессонированного однопролетного свода зала Верховного Совета (20 метров в ширину и 80-90 метров в длину) выполнялась с помощью новейшей системы для резки железобетонных и армокаменных конструкций: струя воды с корундовым наполнителем под давлением до двух тысяч атмосфер, режущая бетон безвибрационно. Тут сказались рамки, наложенные технологическим условием стоящей задачи: работы производить без создания помех продолжающимся во Дворце государственным мероприятиям. Негде было разместить подъемно-транспортные механизмы, и колоссальные железобетонные конструкции резались из расчета ручной транспортировки их частей. Вокруг здания не было ничего похожего на стройплощадку, ни метра не отвели на складирование — приходилось управляться только внутри дворового пространства. В Гостевой пристройке 1934 года устроена для эвакуации разобранных конструкций специальная эстакада с бункерами, оборудованными защитными чехлами и системами увлажнения и звукоизоляции. Для защиты от влаги нижележащих этажей выполнены временные полы с гидроизоляцией.

Не представлялось возможным сразу и окончательно запроектировать основные работы. На момент начала реконструкции у проектировщиков не было — да и быть не могло! — полной достоверной картины состояния здания, возникшего на базе многих объектов. У каждого из них была своя историческая жизнь и свои конструктивные особенности. Объединившись, они составили новый организм, конструктивные моменты взаимодействий которого оказались скрытыми, не зафиксированными ни в каких документах. Специалистами Моспроекта-2 в сотрудничестве с Институтом инженерной геологии исторических территорий были детально изучены фундаменты и основания Большого Кремлевского и Теремного дворцов. В результате исследований обнаружилась потеря их контакта с просевшим грунтом, и стены Теремного дворца частично работали как стены-балки, отчего в них появились трещины.
При реконструкции было выполнено усиление фундаментов и возобновлен их контакт с основанием путем закачки цементно-песчаного раствора. Кроме этого, стены Теремного дворца в связи с какими-то достройками еще до Тона оказались двухслойными — их утолщали просто вприкладку, без перевязки кирпичей. Впоследствии под нагрузкой они расслоились. Пришлось восстанавливать связь между двумя слоями путем анкеровки и инъекций напрягающего цемента…
Специалисты Генпроектировщика Моспроекта-2 в общем объеме восстановления Большого Кремлевского дворца выполняли роль целителей огромного сложнейшего организма. При вскрытиях он показал себя весьма больным: прежде чем приступят к работе реставраторы, его требовалось вылечить. Это касалось не только фундаментов, стен и перекрытий, но и систем жизнеобеспечения: отопления, вентиляции, водопровода, канализации, электросвязи, которые тоже морально и технически устарели и нуждались не просто в восстановлении, но в коренной модернизации.

Несущие конструкции и покрытия кровли имели множество дефектов — протечки, коррозия… С соблюдением новейших технологий была сплошь выполнена медная кровля и «вылечены» ее несущие металлоконструкции. Мало того, анализ показал необходимость для сложных кровель термообогрева с целью предупреждения оледенений. Были проложены термокабели — не только в желобах и ендовах, но и внутри водостоков — до самого тротуара. Кстати, тротуар у южного фасада, где наиболее велик поток людей, также сделан обогреваемым — впервые подобное имеет место на территории Кремля. Одновременно выполнено благоустройство и реконструкция Царского дворика. Раньше здесь было сильно изношенное асфальтобетонное покрытие с нарушенными водостоками. Все это выполнено вновь из двухцветной гранитной брусчатки. Специальными растворами с фасадов сняли всю краску, все набелы, накопившиеся за века.

На куполе здания когда-то были часы, ныне утерянные, имевшие четвертной бой. Механизм, частично законсервированный, находился в плохом состоянии. Институт НИИ «Часпром» полностью его восстановил, сдублировав электронно-механической системой. Изготовили новый циферблат, отлили колокола былой тональности, — теперь часы живут, идут, бьют…

Флагшток, на котором сегодня развевается флаг России, имел искривление и отклонение по вертикали. Раньше на нем поднимали штандарт лишь в знак присутствия во Дворце Императора, остальное время флагшток пустовал и служил возносящимся в небо шпилем. В советское время огромный флаг висел там постоянно. В результате флагшток получил линейные деформации, которые удалось на месте выправить.

Определенные проблемы возникли с инженерными коммуникациями, которые представляют собой замкнутые системы. Отсутствие достоверных исполнительных чертежей существующих коммуникаций заставляло проектировщиков находить непростые решения, основанные зачастую на результатах зондажных вскрытий. Поэтому проектирование здесь шло параллельно производству работ: вскрывали коммуникации в очередном помещении и только тогда окончательно проектировались новые. В итоге было выполнено около 10 тысяч чертежей и эскизов авторского надзора. На площадке находились постоянно до 30 специалистов, ведущих авторский надзор с оперативной разработкой проектных решений.

Следует особо назвать субподрядчиков мастерской №8, выполнявших уникальнейшие проектные и научно-исследовательские работы. ЦНИИСК имени Кучеренко обследовал состояние и поведение всех кирпичных конструкций здания. ИГИТ (Институт геологии исторических территорий) по результатам бурения скважин и шурфов готовил анализы и заключения по грунтам, фундаментам и стенам. В частности, специалисты ИГИТ установили, что разрушение штукатурки подвальных помещений происходит от отсутствия здесь со времен Тона вертикальной гидроизоляции, и рекомендовали выполнить так называемую объемную гидроизоляцию: забуривается в стене скважина, в нее нагнетается раствор, расходящийся по швам кладки и создающий водонепроницаемый массив. Институт подземных сооружений следил за динамикой осадок фундаментов и регулярно предоставлял эти данные архитекторам. Научно-исследовательский институт железобетонных конструкций вел наблюдение за возведением железобетонных сводов. Больше 30 лет работает с мастерской №8 ОКБ «Сатурн», занимающееся системами электросвязи. «Тяжпромэлектропроект» разрабатывал силовые энергосистемы и автоматическое управление сантехникой Дворца из одного центра. Государственный проектный институт отвечал за технические средства охраны. С участием «Сатурна» была выполнена работа по оснащению спецмебели всевозможными электронными системами — перевода, звукоусиления, регламента времени…

Инженерные коммуникации Большого Кремлевского дворца занимают очень большие площади и чрезвычайно сложны: разводка, приборы, аппаратные, пультовые, диспетчерские, — всему этому найти место, все это встроить, пройти трубной и кабельной разводкой множество стен и массивных древних сводов — работа виртуознейшая как на стадии проектирования, так и на стадии воплощения. Работа архитекторов-реставраторов по восстановлению художественно-декоративного убранства Андреевского и Александровского залов по своей сложности и уникальности вообще не имеет аналогов в нашей стране. И сегодня благодаря усилиям множества специалистов высочайшего класса Московский Кремль представляет собой исторический памятник, находящийся в хорошем техническом состоянии. Ведь Кремль — наша национальная святыня.

Материалы по теме:

Оставить комментарий